15 апреля 2019

Иметь реальное мнение рынка

Более двадцати вагоноремонтных предприятий (ВРП) России обсуждают необходимость создания Союза ВРП (СВРП).

Соответствующие предложения изложены в презентации ("Интерфакс" ознакомился с документом). Помимо ООО "ВКМ" (г. Старый Оскол, Белгородская обл.), АО "ВРЗ" (г. Стерлитамак, Башкортостан), принадлежащих бизнесмену Сергею Гущину, инициативу, в частности, поддержали две "дочки" ОАО "Российские железные дороги" – АО "Вагонная ремонтная компания – 2" (ВРК-2) и АО "ВРК-3", а также ООО "Уралхим-Транс", следует из презентации.

В качестве цели создания СВРП заявлено представление и защита интересов предприятий, формирование "авторитетной площадки" для диалога с РЖД, госорганами, операторами, собственниками подвижного состава и производителями запасных частей, совершенствование нормативно-правовой базы ВРП, а также формирование стратегии развития и внедрения новых технологий в вагоноремонтном комплексе в условиях реформирования железнодорожной отрасли. Кроме того, союз также нужен для "открытости, прозрачности и для поднятия уровня доверия к сообществу в целом".

При этом авторы идеи отмечают, что у ВРК существует только одна площадка, на которой рассматриваются текущие вопросы – профильный подкомитет по ремонту вагонов Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ, в числе учредителей – "Российские железные дороги" и крупнейшие компании этой сферы, на долю которых приходится около 90% производства железнодорожной продукции в стране), и "нет консолидирующего органа". У владельцев вагонов помимо комитетов ОПЖТ это Союз операторов железнодорожного транспорта, у производителей подвижного состава – Объединение вагоностроителей.

В РФ, по данным РЖД, сейчас насчитывается 274 вагоноремонтных предприятия (включая заводы, пассажирский комплекс и эксплуатационные вагоноремонтные депо), которые находятся в собственности 47 юридических лиц. 215 ВРП – под контролем монополии, но частных владельцев – 41, говорится в презентации.

Защиту и продвижение интересов участников нового Союза планируется осуществлять по четырем основным направлениям: это подготовка нормативных документов и взаимодействие с органами власти, участие в стратегии развития вагоноремонтного комплекса, сотрудничество с РЖД и выражение позиции СВРП через СМИ.

Предполагается, что общее собрание участников объединения сформирует наблюдательный совет, под контролем которого будут исполнительная дирекция союза и подразделения по основным видам деятельности – нормотворчеству и стратегическому развитию, техническим и технологическим вопросам, работе предприятий и по экономике.

Подразделения предполагается создавать по решению общего собрания СВРП. Рабочая группа союза будет проводить совещания, разрабатывать документы "коллективного применения". При этом отмечается, что для участия в работе группы могут приглашаться представители организаций, не являющихся членами союза. "Согласованные вопросы направляются в наблюдательный совет и выносятся на утверждение общего собрания", – говорится в презентации.

Создание объединения позволит проводить сбалансированную политику в сфере ремонта вагонов, согласованную с участниками этого рынка, взаимодействовать с регуляторами и смежными организациями железнодорожного транспорта, оперативно делиться опытом и внедрять новые технологии, определять приоритетные направления работы для решения стратегических задач развития вагоноремонтного комплекса РФ.

В четверг вопрос обсуждался на встрече в Москве. Текущую ситуацию и предпосылки к созданию объединения обозначил С. Гущин. По его словам, сейчас под позицией участников этого рынка воспринимается мнение трех крупнейших вагоноремонтных компаний, которыми владеют РЖД, и отождествляется с позицией самой монополии. "А мнение частных небольших предприятий остается либо не услышанным, либо принимаются меры, чтобы те "успокоились", – подчеркнул бизнесмен. "В рамках же союза ВРК, сказав свою позицию, которая будет поддержана всеми участниками, будут иметь реальное мнение рынка", – добавил он.

Приглашенный на встречу заместитель министра транспорта Владимир Токарев признал в целом предложение о создании объединения здравым. "Сегодня трудно вести диалог с вагоноремонтными предприятиями, поскольку каждое сегодня лоббирует свои цели и проблемы, которые у него на предприятии существуют, не видя иногда глобальных вещей. У нас есть положительный опыт работы с Союзом операторов, когда они формируют единое мнение и уже выступают (с ним) как с позицией игроков рынка. Считаю, что и у вас должна быть такая форма общения, когда вы, найдя у себя концепцию, приходите в органы власти и говорите о тех проблемах, которые сегодня необходимо решить, и которые мы не всегда видим", – отметил чиновник.

В этой связи замглавы Минтранса отметил, что ведомство будет готово поддержать идею, если ее инициаторы "смогут убедить рынок" в необходимости такого объединения, подчеркнув, что "никто насильно не загоняет" никого в эту ассоциацию. "Главное, чтобы ваша организация не превратилась в картельный сговор по необоснованному поднятию цен", – уточнил при этом В. Токарев.

С. Гущин заявил "Интерфаксу", что, по его мнению, из участников рынка "процентов 70 присоединится точно". "Точно – все частные предприятия с независимыми собственниками. Думаю, что ВРК-1, ВРК-2 и ВРК-3 – как наиболее значимые. "Первая грузовая компания" (входит в группу UCL Владимира Лисина) выразила желание. Крупнейшее, наверное, частное вагоноремонтное предприятие – у "Новотранса" (актив Константина Гончарова). Это 5 новых современных депо, я считаю, это один из лидеров в этом направлении – они подтвердили (желание) участвовать", – сказал он.

"Некоторые операторы, которые обладают своими вагоноремонтными мощностями, хотя они и поддерживали, когда мы говорили, но, я думаю, они пока воздержатся и посмотрят на это партнерство. Оно должно быть зарегистрировано, показать свою эффективность. Мне кажется, если оно год просуществует, и если в течение года будут приняты какие-то реально важные документы или, по крайней мере, мы поучаствуем в каких-то важных мероприятиях и проектах, я думаю, и они тоже подтянутся", – добавил бизнесмен.

"Допустим, "Трансойл" (80% – у Геннадия Тимченко, 13% – у Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, 7% – у Андрея Филатова) и "Нефтетранссервис" (подконтролен братьям Вячеславу и Вадиму Аминовым, партнером выступает член совета директоров НТС Алексей Лихтенфельд), наверное, пока посмотрят. Они уверяют, что на площадке Совета железнодорожных операторов можно решать эти вопросы. Но мы (на встрече в четверг) услышали, что бывают решения, которые СОЖТ отстаивает в РЖД, и ему была бы подспорьем поддержка вагоноремонтных предприятий. Они свое слово тоже могли бы сказать в поддержку", – привел пример С. Гущин.

Подводя итоги встречи, предприниматель отметил, что в течение одного-двух месяцев будут идти подготовительные процедуры к созданию объединения. В течение этого срока будут приниматься обращения от участников рынка, которым для принятия решений о вхождении в новую организацию необходимо получить соответствующие корпоративные одобрения. Сама регистрация займет около месяца.

ИА "Интерфакс"

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner