31 марта 2019

Расстройство от тяжеловесов

 

Совместное исследование специалистов АО «ВНИИЖТ», РУТ (МИИТ) и Федерального ядерного центра «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (ВНИИЭФ) проводилось по заказу Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) ОАО «РЖД» и при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Измерения проводились с 2014 по 2016 год на малонагруженном участке Октябрьской железной дороги Ковдор – Пинозеро – Мурманск. Окончательная обработка результатов завершилась в этом году. 

Как рассказал научный сотрудник центра «Путевая инфраструктура и вопросы взаимодействия колесо – рельс» АО «ВНИИЖТ» Иван Третьяков, исследовалось воздействие на путь поездов весом от 2 до 8 тыс. тонн, а также 12 тыс. тонн, сформированных как из типовых вагонов с нагрузкой от 23,5 до 25 тонн на ось, так и инновационных с нагрузкой 27 тонн на ось.

Программа испытаний предусматривала поездки по пяти опытным участкам с одинаковой конструкцией верхнего строения пути, но различными параметрами земляного полотна, а также круглогодичные измерения изменений в состоянии пути. Измерения проводились при последовательном увеличении массы поездов на различных скоростях, что позволило учёным собрать максимально возможный объём данных о воздействии тяжеловесного движения на элементы пути. За время наблюдений участок пропустил 36 млн тонн брутто, из которых 10% было перевезено в инновационных вагонах. 

Измерения напряжений в кромках подошвы рельсов, вызываемых проходящими поездами, проводились с помощью тензометрических датчиков, установленных на рельсах. Остаточные осадки пути измерялись геодезическим оборудованием и с оборудованием, установленным на вагонах-путеизмерителях. Собранные данные были использованы для расчёта прогноза расстройств пути с помощью математической модели накопления деформаций верхнего строения пути, созданной специалистами ВНИИЭФа и ВНИИЖТа на основании ранее выполненных исследований на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ». 

По словам Ивана Третьякова, результаты вычислений показали, что повышение веса поездов до 8 тыс. тонн и более приводит к существенному увеличению количества расстройств пути. Исследование также выявило, что длина состава является важным фактором в накоплении расстройств пути. 

Прохождение составов инновационных вагонов с повышенными осевыми нагрузками приводит (в зависимости от первоначального состояния пути) к увеличению количества расстройств на 16% при хорошем состоянии пути и на 36% – при удовлетворительном. Тяжеловесные поезда той же массы, составленные из типовых вагонов, оказывают значительно меньшее воздействие: количество расстройств увеличивается лишь на 12% при хорошем состоянии пути и на 26% – при удовлетворительном. 

Результаты исследования были использованы ЦДИ для оценки воздействия на путь инновационного подвижного состава при прогнозировании затрат на обслуживание пути.

ТРАНСПОРТРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner