20 февраля 2019

Полное обновление

Лейсана Коробейникова, заместитель директора по аналитическим исследованиям НПК ОВК, рассказывает о перспективах перевозок щепы.

Россия – крупнейший заготовитель древесины в мире, чей лесопромышленный комплекс (ЛПК) имеет высокий потенциал развития. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, на территории РФ сосредоточено около 20% запасов леса всей планеты. Во-вторых, девальвация рубля значительно укрепила позиции российских компаний за рубежом, повысив рентабельность экспорта основных видов лесопродукции. Кроме того, развитие мощностей по переработке леса внутри страны позволило выйти на новые рынки сбыта и также поставлять на них продукцию с высокой добавленной стоимостью по привлекательной цене. А использование современного подвижного состава и маршрутизация потоков (к примеру, за счет обратной загрузки контейнеров, идущих в Китай) способствовали оптимизации перевозочного процесса, в частности сокращению транспортных расходов, что дало российским лесоматериалам значительное конкурентное преимущество на мировом рынке.

Высокий потенциал роста

На фоне активного развития лесной отрасли растут и объемы производства щепы, которая является сырьем для выпуска древесных плит (волокнистых (ДВП, МДФ и ХДФ) и стружечных (ДСП, ОСП), целлюлозы, топливных пеллет и др. Технологическая щепа – довольно простой материал, легкий в изготовлении (специально измельченная древесина или полученная в процессе производства других материалов). В щепу могут перерабатываться стволы деревьев, сучья, ветки, кусковые отходы лесопиления, отходы шпона и др. В структуре себестоимости щепы около 80% составляют транспортные расходы. По данным Росстата, за последние 5 лет производство щепы выросло более чем на 25% на фоне развития внутренних мощностей по лесопереработке. При этом, согласно утвержденной стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 года, планируется существенно увеличить вклад лесной промышленности в экономику страны. И рынок щепы в этом направлении обладает большим потенциалом, поскольку по мере увеличения объемов производства лесоматериалов возрастает и спрос на их сырье, то есть на щепу. Так, к 2030 году в соответствии с прогнозом в России возможно повышение объемов производства целлюлозно-бумажной промышленности на 12,4 млн т. Выпуск товарной целлюлозы увеличится на 11 млн т, санитарно-гигиенических изделий – на 0,6 млн т, упаковочной бумаги и картона – на 0,6 млн т и писчепечатной бумаги – на 0,2 млн т. Кроме того, планируется ввод новых предприятий по выпуску древесных плит. До 2030 года мощности по производству МДФ/ХДФ вырастут на 2,3 млн м3 в следующих субъектах РФ: Смоленской, Ленинградской, Томской, Калужской и Калининградской областях, а также в Хабаровском крае и Республике Татарстан. Мощности по выпуску ДСП увеличатся на 390 тыс. м3 за счет новых производств в Брянской, Кемеровской и Калужской областях. Проекты по выпуску ОСП заявлены в ХМАО, Кемеровской, Нижегородской, Кировской и Вологодской областях, в республиках Карелия, Башкортостан и Бурятия. Эти совокупные мощности до 2024 года составят 3,9 млн м3. При этом эксперты не исключают, что для удовлетворения выросшего спроса потребуется ввод дополнительных мощностей. Производство топливных пеллет в России к 2030 году может увеличиться с 1,1 до 2,7–5,1 млн т в зависимости от рыночной конъюнктуры. Выпускаемая продукция будет направлена на экспорт, что позволит достичь мировой доли на рынке пеллет на уровне 5–8%. Кроме того, на внутреннем рынке топливное направление также перспективно: доступная цена и высокая экологичность повлекут за собой перевод на биотопливо отдельных котельных.

Смена вектора

Развитие мощностей внутри страны по переработке щепы стимулировало отток грузов с экспортных направлений. Внутренние перевозки за последние 5 лет выросли на 65%, тогда как экспорт сократился почти на 40%. В 2018 году щепа транспортировалась в регионы, где расположены крупные лесоперерабатывающие производства: в Карелию, Иркутскую, Нижегородскую и Архангельскую области. Грузопоток в Финляндию снизился. В то время как рынок щепы активно развивался в последние годы, парк специализированных вагонов для ее перевозки сокращался ввиду выбытия большого числа вагонов с истекшим сроком службы. При этом в ближайшие 10 лет нормативный срок службы будет превышен у 94% парка, не говоря уже о моральном устаревании: последние 12 лет вагоны почти не выпускались. Несмотря на активное развитие перевозок, грузоотправители откладывали закупки нового подвижного состава. Но с появлением на рынке вагонов на тележке 25 тс, в частности производства холдинга «ОВК», призванных оптимизировать транспортные затраты, интерес к обновлению парка щеповозов значительно вырос.

«ВРЕМЯ ОВК»

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner