23 сентября 2018

Аварийным вход воспрещён

 

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) ужесточила требования к допуску на инфраструктуру иностранных грузовых вагонов, при ремонте которых использовались литые детали тележек, участвовавших в сходах, столкновениях, авариях и крушениях. Теперь к ним будут применяться такие же методы регулирования, как к российскому подвижному составу. Это равнозначно запрету въезда таких вагонов на территорию РФ.

Об этом заявил в конце минувшей недели в Москве на 12-м заседании комиссии по безопасности движения Совета по железнодорожному транспорту государств СНГ начальник Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Косарев. 

В России вопрос использования литых деталей тележек (боковые рамы и надрессорные балки, служащие конструктивной основой ходовой части грузовых вагонов), визуально уцелевших после схода вагонов, рассматривается с 1998 года. В тот год 9 февраля из-за излома по старым трещинам в опорной горизонтальной поверхности буксового узла боковой рамы грузового вагона на станции Субутак Южно-Уральской дороги произошло крушение грузового поезда. На скорости 78 км/ч с рельсов сошли 29 гружёных вагонов. Не обошлось без человеческих жертв. Изучив причины аварии, Министерство путей сообщения уже 3 марта выпустило указание, пункт 8.4 которого гласил: «Запретить использование литых деталей тележки из-под вагонов, имевших сход с рельсов». 
«На сегодняшний день действует телеграмма ОАО «РЖД», в соответствии с которой литьё, побывавшее в сходе, бракуется и не выпускается на инфраструктуру после всех видов ремонта», – рассказал «Гудку» Александр Косарев. 

У вагона четыре боковые рамы, две надрессорные балки. За прошедший период этого года в России на путях общего и необщего пользования с рельсов сошли более 700 грузовых вагонов (524 схода произошли на путях необщего пользования). Повреждены и забракованы более 2 тыс. боковых рам, из которых более 1,6 тыс. списаны после сходов на путях необщего пользования. Число повреждённых и отбракованных надрессорных балок на путях общего пользования составляет более 400 штук, на путях необщего пользования – 821. «Это огромное количество. Особенно если учесть стоимость этих деталей и существующий на рынке дефицит литья», – отметил начальник отдела по организации безопасности движения и допуска грузовых вагонов на инфраструктуру Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры Алексей Кадушкин. 

Имея в виду столь высокие экономические потери, в других странах бывшего СССР, железные дороги которых относятся к «пространству 1520», продолжают выбрасывать только те литые детали тележек, повреждения которых заметны при визуальном осмотре. Остальные проходят обследование с помощью различных методов, включая акустико-эмиссионный, магнитно-порошковый, вихретоковый. Если дефекты не обнаруживаются, детали снова устанавливаются на вагон. 

Точность такой диагностики не подтверждена никакими научными исследованиями. В России уверены, что при сходе вагона на литьё тележки действуют нагрузки, значительно превышающие допустимые, а методы неразрушающей диагностики не дают полной картины состояния подвергшихся чрезмерному воздействию деталей. 
«Мы нашли общее понимание с собственниками подвижного состава в вопросе надёжности эксплуатации литых деталей тележки и в этом году значительно снизили количество изломов боковых рам. А у коллег из Казахстана, например, динамика остаётся нарастающей. Думаю, если бы они внимательно изучили причины, обнаружили бы долю, которую занимает поломка деталей, ранее участвовавших в сходах, – пояснил Алексей Кадушкин. – Когда отбраковываются не все детали, сумма ущерба меньше. Но надо думать и над тем, что их использование ведёт к новым сходам и новым потерям, в том числе финансовым». 

Поскольку подвижной состав стран СНГ регулярно пользуется инфраструктурой ОАО «РЖД», российские специалисты предложили коллегам на заседании комиссии найти общее решение по этому вопросу, для начала заказав учёным всесторонние исследования влияния сходов на состояние литых деталей тележки, включив работу в план НИОКР. 

Пока общий подход не выработан и железнодорожные администрации стран «пространства 1520» не высказали желания прекращать использование побывавших в сходах деталей тележек. Александр Косарев, являющийся также руководителем экспертной группы по нормативно-техническому регулированию комиссии по безопасности движения Совета по железнодорожному транспорту СНГ, объявил об ужесточении требований. «Я готов выдавать предписания о запрете на эксплуатацию на территории России этого литья вне зависимости от принадлежности вагона российским собственникам или иностранным. Есть факт схода, есть лист комплектации вагона – все детали из листа, отмеченные по номерам, будут уходить в список забракованных. На основании этого предписания владелец инфраструктуры получит полномочия не допускать к эксплуатации после ремонта вагоны с бракованными деталями», – сказал он. 

Если же вагон, укомплектованный побывавшим в сходе литьём, прибудет на территорию России и не заедет ни в одно депо, Росжелдорнадзор обещает обращать внимание на историю использованных деталей при проведении рейдовых осмотров. 

http://www.gudok.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner