НОВОСТИ
14 августа 2018

Анализ погрузки на сети РЖД

По данным ОАО «РЖД», погрузка по итогам января-июля составила 749,4 млн тонн, что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По сравнению с январем-июнем темп прироста замедлился на 0,4 п.п., что связано с июльским снижением погрузки нефти и нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений и ряда других грузов. Общее замедление связано с июльским снижением погрузки нефти и нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений и ряда других грузов. Также замедлились темпы роста основных "драйверов" этого года - угля, зерна и черных металлов. В то же время погрузка продолжает находиться на рекордном за 10 лет уровне.

По итогам июля объем погрузки составил 107,6 млн тонн, что на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп прироста погрузки оказался ниже, чем в предыдущие месяцы, и повлиял на замедление общегодового темпа роста погрузки. Так, по итогам января-июля рост замедлился по сравнению с январем-июнем на 0,4 п.п.  (+3,4% против +3%).

Погрузка каменного угля в июле составила 29,9 млн тонн, что на 3,8% выше результата июля 2017 года. Темп роста погрузки практически не изменился: результат за январь-июль на 0,1 п.п. ниже результата января-июня (+4,9% против +5%). В январе-июле во внутреннем сообщении погрузка увеличилась на 2,7%, а на экспорт погрузка выросла на 6,9%. В 1-м полугодии российские угольные предприятия отгрузили с месторождений 209,6 млн тонн, что на 5,2% больше, чем в 2017 году.

Результат погрузки зерна в июле 2018 года – 1,5 млн тонн, что на 15,4% выше результата июля прошлого года. Замедляется темп роста погрузки: в январе-июле он на 3.5 п.п. ниже января-июня (+51,8% против +55,3%), что объясняется высокой базой прошлого года и сезонными отклонениями. В январе-июле во внутреннем сообщении погрузка выросла на 17,4%, а на экспорт рост составил 86,7%. По оценкам Минсельхоза России, представленным в июле, урожай зерна в этом году составит около 100 млн т, что на 35 млн т ниже, чем в прошлом году. Несмотря на снижение урожая следует ожидать сложностей с погрузкой, традиционных для осени.

Погрузка химических и минеральных удобрений в июле серьезно снизилась на 4,2% к результату июля прошлого года до 4,6 млн тонн. Темп роста погрузки замедляется: в январе-июле фиксируется снижение на 1,2 п.п. по сравнению с январем-июнем (+4.6% против +5,8%). В январе-июле во внутреннем сообщении погрузка увеличилась на 7,1%, а на экспорт рост составил 2,9%. Несмотря на незначительное снижение экспортной погрузки, отечественные предприятия продолжают наращивать производственные мощности, а также вести работы по поиску новых рынков сбыта за пределами страны. Например, по оценкам Группы "Фосагро", дефицит фосфорных удобрений на мировом рынке составляет примерно 3 млн тонн, что способствует увеличению спроса на фосфаты на всех ключевых рынках.

Черных металлов в июле погружено 6,6 млн тонн, что на 8,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп роста погрузки также замедляется: в январе-июле наблюдается снижение на 0,6 п.п. по сравнению с январем-июнем (+11,6% против +12,2%). В январе-июле во внутреннем сообщении погрузка выросла на 12,3%, а на экспорт - на 10,8%.

Погрузка лесных грузов по итогам июля составила 3,8 млн тонн, что на 2,7% больше, чем в июле 2017 года. Ускоряется темп погрузкив январе-июле отмечается рост на 0,5 п.п. по сравнению с январем-июнем (+3,2% против +2,7%). В январе-июле во внутреннем сообщении погрузка выросла на 12,2%, а экспорт сократился на 2,8%. Погрузка лесных грузов в адрес морских портов в январе-июне 2018 года возросла на 18%.

По строительным грузам фиксируется серьезное падение погрузки: в июле она составила 11,4 млн тонн, что на 10,2% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. В результате, ускорился темп спада погрузки: в январе-июле результаты погрузки ниже января-июня на 1,2 п.п. (-4,2% против -3%). В январе-июле во внутреннем сообщении погрузка снизилась на 4%, а на экспорт снижение составило 20%. Снижение погрузки строительных грузов обусловлено завершением активной фазы реализации ряда инфраструктурных проектов с государственной поддержкой и сохранением ситуации на рынке жилищного строительства, характеризующейся нестабильным спросом на перевозку. На текущий момент реализация отдельных инфраструктурных проектов, возведение школ, больниц, дорог и газовых сетей не меняет общего положения дел, экономика отрасли продолжает проседать.

Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)

Об авторе:

В 2010 году окончил Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ). Работает в ИПЕМ с 2013 года. Принимал участие в разработке отраслевых стратегических документов, широкого круга макроэкономических моделей, а также ряда международных исследований. Автор большого количества публикаций в профильных изданиях.

Об организации:

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) – независимый научно-исследовательский центр, основанный в 2005 году. Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. Дополнительную информацию об Институте можно найти на сайте www.ipem.ru

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner