НОВОСТИ
14 августа 2018

Ставка на риск-ориентированный подход

Сергей Семенов - начальник Северо-Западного УГЖДН Ространснадзора (Санкт-Петербург)

В настоящее время происходят изменения в подходах к контрольно-надзорной деятельности Госжелдорнадзора на краткосрочный и среднесрочный период. Изменения проходят в рамках реформирования деятельности контрольно-надзорных органов с учетом применения риск-ориентированного подхода и проектного управления, в том числе по устранению избыточности требований и дублирующих функций.

Работа государственного железнодорожного надзора направлена на предупреждение и профилактику возникновения транспортных происшествий, а также выработку мероприятий по снижению аварийности на железнодорожном транспорте. На территории, подконтрольной  Северо-Западному управлению государственного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по сравнению с 1 кварталом 2017 года количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий снизилось на 23% (75 в2018-м против 97 в 2017-м), в том числе количество проведения плановых проверок снизилось на 35% (28 в 2018-м против 43 в 2017-м), количество проведенных внеплановых проверок снизилось также на 35% (15 в 2018-м против 23 в 2017-м), проверок по контролю за исполнение предписания снизилось также в 13 раз (1 в2018-м против 13 в 2017-м), участие в проверках с органами прокуратуры снизилось более чем в 2раза (11 в 2018-м против 24 в 2017-м). Количество проведенных проверок за 1 квартал 2018 года выросло в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 (21 в 2018-м против 7 в 2017-м).

В 2018 году один из направлений контроль-надзор деятельности являются проверки в отношении субъектов надзора, осуществляющих свою деятельность на путях общего пользования. В план проверки Северо-Западного управления внесены проверки 14 структурных подразделений ОАО «Российские железные дороги», таких как Дирекция инфраструктуры, Дирекция управления движением, «ТрансЭнерго», Дирекция тяги, дирекция скоростного сообщения, а также юридических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров: три пригородные пассажирские компании, « Федеральная пассажирская компания», «Тверской Экспресс», филиалов АО « Федеральная пассажирская компания», «Гранд Сервис Экспресс», «ТрансКлассСервис».

В тоже время, несмотря на значительное снижение количества проверочных мероприятий, выявляемых нарушений не становится меньше. За 1 квартал 2018 года было выявлено 838 нарушений транспортного законодательства, что на 45 % больше, чем за аналогичный период 2017 года (838 в 2018-м против 579 в 2017-м). Количество запретных мер выросло более чем в 2 раза (95 в 2018-м против 45 в 2017-м). За 1 квартал 2018 года отстранено от эксплуатации 45 локомотивов, 7 единиц моторвагонного подвижного состава, запрещена эксплуатация 5 пассажирских вагонов, закрыто для движения 30 железнодорожных путей. Как следствие, выросло и количество примененных мер административного воздействия на работников железнодорожного транспорта по статьям «прямого действия». Так, рост количества постановлений по статье 11.1 ч. 6 составил в 2018 году 25% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (188 против 117), по статье 11.16 в 3 раза (39 против 13), по статье 11.14 ч. 3 более чем в 8 раз (26 против 4).

Планомерная работа Управления с юридическими лицами, осуществляющими перевозку с лицензированными требованиями законодательства РФ дала следующие результаты. Так, за 1 квартал 2018 года количество составленных протоколов по статье 14.12 ч.3 (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензии) уменьшилось более чем в 4 раза ( 11 в 2018-м против 52 в 2017-м), Несмотря на это, увеличилось количество случаев осуществления предпринимательской деятельности без лицензии. Так, за 1 квартал 2018 года было выявлено 4 случая, в то время как в 2017 году такие нарушения выявлены не были. В то же время сохраняется тенденция к нарушению установленных законом сроков ответа на предписания, представления и предостережения, а также неисполнению предписаний. Как уже было сказано, несмотря на уменьшение количества проверок на треть, количество выявленных нарушений обязательных требований юридическими лицами, и как следствие количество составленных административных дел возросло почти в 2 раза.

Это свидетельствует о том, что юридические лица недостаточно уделяют внимание вопросам соблюдения законодательства РФ в области обеспечения безопасности и эксплуатации железнодорожного транспорта и в то же время о том, что сотрудники Управления повышают свою квалификацию и более компетентно подходят к проведению проверяемых мероприятий. Таким образом, количество взысканных штофов за 1 квартал составило 1 млн 612,9 тысячи рублей ы 2018 году против 1 млн 204,5 тысячи за аналогичный период в 2017 году. К основным (массовым) нарушениям обязательных требований в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта можно отнести неисполнение:

- Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-Ф3 «О железнодорожном транспорте Российской Федерации»;

- Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утв. Приказом Министерства РФ от 21 декабря 2010 г. № 286);

- Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования от 18 июня 2003 года № 26;

- Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути № ЦП-774 от 01 июля 2000 г.;

- Других нормативных и технических актов.

На текущий момент в Российской Федерации происходит реформирование контрольно-надзорной деятельности. Задачи реформы являются:

- Снижение административной нагрузки на бизнес;

Внедрение риск-ориентированного подхода;

- Увеличение количества профилактических мероприятий обязательных требований;

- Использование проверочных листов при проведении проверочных мероприятий;

- Изменение КоАП;

- Выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

- Выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению.

Переход на новые принципы и форматы госконтроля, заложенные в приоритетной программе по реформированию контрольно-надзорной деятельности, остается ключевой задачей Северо-Западного управления на 2018 год. По итогам года Управлением поставлена задача достичь снижения числа травмированных и погибших на транспорте на 15 %, снижения уровня материального ущерба на 10%, 15-процентного сокращения количества плановых проверок и снижения уровня административной нагрузки на бизнес на 20% по отношению к 2015 году. А доля профилактических мероприятий в работе Управления должна увеличиться до 50%.

http://www.rails.ru/

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner