НОВОСТИ
31 июля 2018

Будущее – за теми, кто выполнит любой заказ

Игорь Чукреев, начальник транспортного управления ПАО «Метафракс»

Эксперты отметили заметный рост рынка грузового вагоностроения в России после нескольких лет затяжного спада. В чем причина роста? Начальник транспортного управления ПАО «Метафракс» Игорь Чукреев в интервью соглашается с экспертами и уверяет, что без влияния государства в этом деле не обошлось.

Игорь Вадимович, чем можно объяснить рост? Это благоприятная конъюнктура на фоне восстановления экономики в России или же активность участников рынка: производителей, грузовых операторов и лизинговых компаний?

В 2017–2018 годах рынок железнодорожных перевозок вошел в фазу активного роста: восстанавливается объем погрузки по целому ряду ключевых грузов, растут отправки на дальние экспортные дистанции. Это создало значительный спрос на подвижной состав. Удовлетворение этого спроса в полном объеме стало возможно благодаря последовательной политике государственной поддержки железнодорожной отрасли: были созданы условия, когда новый подвижной состав, в том числе и с принципиально новыми техническими и эксплуатационными характеристиками, стал доступен практически всем участникам рынка.

Каким Вы видите рынок: консервативным или инновационным? Каковы его перспективы?

Я бы назвал его волнообразным. Замечено, что экономика страны имеет волнообразный характер: есть спады и подъемы, так и рынок вагоностроения. Если все участники рынка сегодня возьмутся максимально загрузить свои производственные мощности выпуском востребованной техники, чтобы в ближайшие годы получить наивысшую прибыль, то через 5 лет рынок ощутит избыток подвижного состава, снова снизятся ставки, возникнет профицит. И регулятором для исправления ситуации выступит государство. 

Если же вагоностроители смогут стабилизировать выпуск подвижного состава на долгосрочно устойчивом уровне, это позволит в определенной степени сгладить пики спроса на вагоны и избежать резких перепадов на рынке как производства вагонов, так и ставки предоставления.

Назовите три главных события в отрасли вагоностроения за последние годы.

Важным событием я считаю создание на Тихвинском вагоностроительном заводе вагонов с осевой нагрузкой 27 т. В России этот рубеж достигли впервые, и он не перекрыт ни одним производителем. Второе событие – это создание производственных мощностей по выпуску специализированных вагонов-цистерн, минераловозов и других изделий на предприятии «ТихвинХимМаш» (ТХМ), на вагоностроительном заводе в Новозыбкове, на Рузаевском заводе химического машиностроения, в НПК «Уралвагонзавод» им. Дзержинского» (УВЗ) и на других площадках. Третье событие – это господдержка в форме субсидирования покупателей инновационного подвижного состава.

Эксперты отметили консолидацию рынка подвижного состава: производители типовых вагонов уступают тем, кто выпускает инновационные. Каковы преимущества и недостатки этого процесса?

Я бы не сказал, что производители типовых вагонов проиграли. На рынке присутствует весь ассортимент вагонов, и этот факт я считаю положительным моментом. Понятно, что инновационные решения заметно дороже по стоимости приобретения. Но, как заявляют и производители, и собственники подвижного состава, вагоны нового поколения обходятся владельцам в процессе эксплуатационного цикла дешевле: затраты на их содержание меньше. Надо отметить, что есть рынок и типовых, или, если хотите, старых вагонов, разработанных в 80-х и 90-х годах. Они относительно дешевле, но дороже обходятся в эксплуатации. И каждый оператор или владелец парка вагонов сам выстраивает алгоритм их использования, выбирая наиболее комфортный путь решения производственных задач. Как правило, рачительные хозяева яйца в одну корзину не складывают. Разве что транспортная компания «Восток1520» – бывшая «дочка» НПК «Объединенная Вагонная Компания» (ОВК) – сегодня имеет в своем парке только вагоны нового поколения. У других операторов, сформировавших основную часть парка еще до вывода на сеть новых решений, есть и типовые вагоны, и инновационные.

Говоря о вагонах нового поколения, скажу, что их рынок в стране еще только в начале пути. В частности, и в нашей компании далеко не все вагоны инновационные, мы активно используем в основной работе и типовые изделия. Хотя практика показывает, что инновационные решения более жизнеспособны, несмотря на то что на рынке они появились относительно недавно. Так, в 2016 году мы приобрели цистерны нового поколения для перевозки метанола производства «ТихвинХимМаш». Эти вагоны находятся в подконтрольной эксплуатации, и ее результаты демонстрируют высокую надежность и эффективность работы такого подвижного состава. К нам приезжает комиссия раз в полгода: специалисты осматривают их, делают замеры.

Мы и сами видим, что отцепок в ТОР по инновационникам меньше по сравнению со старым парком. Грузим и возим теперь больше: в цистерне ТХМ погрузка на каждый вагон до 2 т больше (до 65 т), если это Тпр, то до 6 т (до 69,8 т). К примеру, состав поезда из 80 аналоговых цистерн перевозит 5 040 т груза, если же состав сформирован из цистерн ТХМ (говорю про габарит 1-Т), то отправляем сразу 5 200 т, то есть дополнительно 160 т в каждом составе. Таким образом, благодаря тихвинским инновационникам мы сократили наш потребный парк, что также позволило нам снизить и временные затраты на начально-конечные операции.


Каковы главные вопросы или пожелания у потребителей вагоностроителям?

Прежде чем заключить договор на поставку вагонов, мы посещаем предприятие, оцениваем уровень технологии производства и соотношение цены и качества. В итоге у «Метафракса» сложились партнерские взаимоотношения с рядом компаний. Но хотелось бы надежнее ощущать обратную связь при возникновении проблем в ходе эксплуатации изделий в течение их жизненного цикла. Повторюсь, недавно мы приобрели вагоны ОВК, и ставка на них оправдалась. С потребностью в запчастях мы не столкнулись, к тому же, где ремонтировать вагоны, мы знаем.

ОВК давно занимается созданием сети сервисных центров с оборотом запчастей. Видим, что сервис и сопровождение изделий являются важной составной частью политики ОВК в отношении заказчиков.  Но пока считаем, что таких центров должно быть больше (сервисная сеть обслуживания вагонов нового поколения НПК ОВК состоит из более чем 65 центров на территории стран СНГ и Балтии. — Прим. ред.).

Назовите лидеров в производстве грузовых вагонов в России. Каковы их сильные и слабые стороны? И каковы перспективы рынка вагоностроения?

Считаю лидерами в отрасли две компании – это ОВК и УВЗ. Говоря об ОВК, ее сильными сторонами являются новое производство и консолидация всех мощностей на своей площадке. Посудите сами: и литье, и изготовление пружин и кузовов, да все сборочное производство находится в компании в одних руках. Сильной стороной считаю и то, что вагоностроитель использует самые современные технологии.

Впрочем, и УВЗ – крупное высокорентабельное производство. На заводской площадке традиционно консолидирован выпуск всех комплектующих и запасных частей: все – от болта до кузова – они выпускают сами. Но я уверен, что сегодня ОВК на рынке чувствует себя более уверенно оттого, что развивает мелкосерийное производство. Например, появился заказчик, которому нужно изготовить всего 30 цистерн специализированной модели, и ОВК за этот заказ смело берется. Я считаю этот факт большим плюсом. Кроме этого, в Тихвине освоили выпуск специализированных платформ для крупнотоннажных контейнеров, оборудованных специальными узлами для их крепления – фитинговыми упорами. Также наладили выпуск крытых вагонов и ряда специализированных цистерн. Все эти новшества и поднимают ОВК на уровень мировых производителей.

Говоря о перспективах, если рынок насытится разнообразными вагонами, то победой надо считать не их объем, а качество производимого парка и мобильность вагоностроителя. Будет цениться способность производителя быстро перестроиться под выпуск любого заказа по серии и модельному ряду. Именно за этим кроется будущее вагоностроителей страны в среднесрочной перспективе.

По материалам корпоративного издания ГК «Метафракс» «Химия без границ»

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner