25 июня 2018

Пострадавшим в битве за безопасность

Реформа федерального железнодорожного транспорта (МПС РФ) привела к плачевным для владельца инфраструктуры, по совместительству перевозчика (ОАО «РЖД») результатам в вопросах взаимодействия с другими участниками хозяйственной деятельности (операторы ж/д подвижного состава, вагоноремонтные предприятия, владельцы путей необщего пользования и т.д.). ОАО «РЖД» утратило функции контролёра, арбитра, законодателя, судьи в вопросах организации перевозок железнодорожным транспортом. Указанные функции перешли к федеральным органам исполнительной власти. Не имея привычных рычагов управления, перевозчик с трудом справляется с функцией своевременно и качественно обеспечивать потребности физических, юридических лиц и государства в перевозках, в т.ч. обеспечивать безопасность движения.

Безопасность движения ОАО «РЖД» решило обеспечить в т.ч.  за счёт «наведения порядка» в вагоноремонтном комплексе (независимо от форм собственности вагоноремонтных предприятий), ужесточив правила допуска грузовых вагонов на инфраструктуру после плановых видов ремонта. Требований инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации для обеспечения безопасности движения владельцу инфраструктуры оказалось недостаточно.

По инициативе перевозчика, законодатель, приказом Минтранса России №257 от 01.09.2016, изложил в новой редакции пункт 6 приложения №5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. В настоящее время, для решения вопроса о допуске на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, прошедшего ремонт (в т.ч. в объеме ТР-1, ТР-2), владелец инфраструктуры имеет право его осмотреть и выполнить:

- идентификацию паспортным данным по техническим и эксплуатационным характеристикам;

- сверку номерных узлов и деталей на соответствие данным в информационных системах учета;

- проверку наличия документов об обязательном подтверждении соответствия (сертификатов).

По результатам осмотра ОАО «РЖД» допускает (либо не допускает) подвижной состав к эксплуатации.

Иных критериев оценки для допуска вагонов после ремонта на пути общего пользования законодатель не установил.

Однако, ОАО «РЖД», в нарушении ст.17 федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», разработало и внедрило Положение о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО «РЖД» после плановых видов ремонта №787-2015 ПКБ ЦВ, содержащее собственные обязательные требования, которым должен удовлетворять подвижной состав при его допуске на пути общего пользования. Владелец инфраструктуры дополнил, предусмотренные приказом Минтранса России от 01.09.2016 №257, изменения в приложение №5 к ПТЭ, собственноручно оформленным правом «проверять соответствие технического состояния вагонов требованиям нормативной документации и критериям, установленным приложением А». Критерии оценки не имеют ничего общего с основными причинами транспортных происшествий. Уполномоченное лицо (приемщик вагонов) при осмотре вагона с целью допуска его на пути общего пользования:

- не имеет надлежащих условий для контроля литых деталей тележки на наличие дефектов (освещенность, доступ к «изломоопасным» поверхностям, средства контроля);

- не в состоянии контролировать качество сборки буксового узла колесной пары (необходим постоянный контроль подготовки деталей для сборки, технологии монтажа);

- не может опробовать автотормоза (не имеет средств испытания тормоза).

Издание Положения №787-2015 ПКБ ЦВ в действующей редакции находится вне компетенции ОАО "РЖД" в связи с тем, что законодательством Российской Федерации ОАО "РЖД" не наделено функциями принятия нормативных правовых актов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, а также правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

При этом, для «наведения порядка» с качеством ремонта на предприятиях АО «ВРК-1», АО «ВРК-2», АО «ВРК-3» владельцу инфраструктуры (ОАО «РЖД») не требуется изменения законодательства. Согласно имеющейся в открытом доступе информации, аффилированным лицом, имеющим крупнейшую долю участия в уставном капитале всех трёх вагоноремонтных компаний (АО «ВРК-1», АО «ВРК-2», АО «ВРК-3»), является ОАО «РЖД» - 99,9999999%. (Аффилированное лицо – это юридическое или физическое лицо, способное оказывать прямое влияние на деятельность компании).

Таким образом, угроза безопасности движения, связанная с неудовлетворительным качеством плановых ремонтов на предприятиях АО «ВРК-1», АО «ВРК-2», АО «ВРК-3», - следствие бездействия фактического владельца - ОАО «РЖД». Для наведения порядка не нужно ужесточать порядок допуска вагонов после ремонта, достаточно организовать непосредственно ремонт и контроль на вагоноремонтных предприятиях.

Заложником сложившейся ситуации являются операторы подвижного состава. В условиях сложившегося на текущий момент дефицита подвижного состава, выпущенные из планового ремонта вагоны не допускаются на пути общего пользования по прихоти ОАО «РЖД». И это не является мерами, направленными на обеспечение безопасности движения. Создавая другим участникам хозяйственной деятельности проблемы, владелец инфраструктуры умышленно ставит их в зависимое от себя положение. Положение, ликвидировать которое была призвана реформа федерального железнодорожного транспорта.

Устранить незаконные барьеры на пути допуска вагонов после ремонта на инфраструктуру возможно в судебном порядке. Специалисты нашего портала могут оказать помощь владельцам грузовых вагонов, частным вагоноремонтным предприятиям, имеющие реальные убытки от самоуправства ОАО «РЖД» в подготовке искового заявления.

Петр Иванов «МояКолея1520.рф»

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner