НОВОСТИ
01 апреля 2018

Вагоностроители расселись по тележкам

Затяжной конфликт Уралвагонзавода (УВЗ) и "Алтайвагона" по вопросу продления лицензии на инновационную тележку для вагонов завершился обменом жесткими заявлениями и расторжением договора. "Алтайвагон" намерен за два года потратить 300 млн руб. на доработку своей тележки и очередную перестройку своего производства. Но эксперты считают оценку как срока, так и размера инвестиций слишком консервативной и опасаются, что к моменту выхода на рынок новых моделей спрос на вагоны сильно сократится.

28 марта "Алтайвагон" заявил о расторжении лицензионного договора с УВЗ на конструкторскую документацию для инновационной тележки грузового вагона 18-194-1. Компания "не видит реальных перспектив сотрудничества" с УВЗ, так как тот не способен вести "последовательную политику использования интеллектуальной собственности" и пытается "избежать солидарной ответственности за возможные ее недостатки".

Соглашение было заключено на 10 лет в 2013 году, "Алтайвагон" получил право выпускать и тележку УВЗ, и вагоны на ее базе. После перехода УВЗ к "Ростеху" в конце 2016 года завод начал требовать перезаключения соглашений с лицензиатами на новых условиях. Но они не устроили "Алтайвагон": как объясняли там, предлагалось соглашение на год с возможным расторжением в одностороннем порядке, роялти росли в десять раз, а сбыт должен был идти строго через структуры УВЗ. В УВЗ говорят, что договоры типовые, "преференции отсутствуют". "Условия соответствуют интересам корпорации по защите интеллектуальной собственности, – отмечает заместитель главы УВЗ Борис Мягков, – но в то же время позволяют осуществлять контроль во избежание попадания на сеть некачественной продукции".

Чтобы расторгнуть старый договор, УВЗ обратился в суд, а "Алтайвагон" в декабре подал жалобу в ФАС. Ситуация обострялась тем, что в 2016 году "Алтайвагон" заключил крупный контракт с СУЭК на 3,5 тыс. инновационных полувагонов, а в апреле 2017 года получил для своих моделей скидку к тарифу на порожний пробег на уровне моделей УВЗ. Исполнить контракт с СУЭК завод не смог, сейчас заказчик требует неустойку в 700 млн руб., следует из письма гендиректора "Алтайвагона" Дмитрия Медведева Борису Мягкову от 23 марта. Исполнению контракта с СУЭК помешал срыв поставок комплектующих тележки лицензиатами УВЗ. "Алтайвагон" уверяет, что сообщал УВЗ о ненадежности комплектующих, но тот "не предпринял никаких действий для решения проблемы, а использовал ее для ведения нечестной конкурентной борьбы". В УВЗ "не удивлены очередным низкосортным выпадом в свой адрес от проигравших".

Как пояснил "Ъ" заместитель главы "Алтайвагона" Станислав Золотарев, компания прекратила тяжбу: она отнимает массу времени и средств, но, даже выиграв суд, завод не смог бы начать производство. 28 марта стороны заключили мировое соглашение о расторжении договора. "Алтайвагон" продолжит разбирательство в ФАС (заседание назначено на 9 апреля), к нему привлечены Росжелдор и СУЭК, поясняет господин Золотарев. По его словам, "Алтайвагон" продолжит производить инновационные вагоны на новой тележке 18-9800, в разработку будет вложено не менее 300 млн руб., к выпуску завод приступит через два года. "Мы не уподобляемся нашим оппонентам и желаем им успехов в реализации их непростой миссии", – говорят в УВЗ. "Алтайвагону" уже приходилось менять технологическую платформу. В 2010 году он договорился с Amsted Rail из США о лицензии на тележку Motion Control, но в 2012 году эксплуатацию остановил Ространснадзор, а в 2013 году лицензию выкупила ОВК.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что рессорный комплект тележки 18-9800 унифицирован с 18-194-1 УВЗ, но она нуждается в серьезной доработке. Инвестиции в 300 млн руб. и срок в два года он считает консервативной оценкой: придется проводить испытания, сертифицировать модели вагонов. Эксперт отмечает, что это дает заводу надежду на будущее, но к 2020 году конъюнктура ухудшится, и спрос на инновагоны "Алтайвагона" не будет превышать 1-1,5 тыс. единиц в год.

Газета "Коммерсантъ"

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner