НОВОСТИ
04 марта 2018

Ставки аренды на стабильно высоком уровне

 

2018 год начался с позитивной динамики

В январе 2018 г. погрузка составила 103,5 млн т (+3,5% к аналогичному периоду прошлого года).

Выросли перевозки строительных грузов (+13,3%), железной руды (+4,3%), черных металлов (+10,5%), удобрений (+6,3%), цемента (+6,2%), лесных грузов (+5,8%) и зерна (+36,6%).

Впервые за последние 15 месяцев снизилась перевозка угля (-1,1%), одна из причин падения — избыточная нагрузка на железнодорожную инфраструктуру Кузбасса. Кроме того, сократились перевозки нефти и нефтепродуктов (-2,5%), лома (-17,8%) и кокса (-3,8%).

Грузооборот в январе составил 214,8 млрд т-км (+5,6% к январю 2017 г.).

Уголь: снижение погрузки из-за нехватки инфраструктуры

Погрузка угля в январе снизилась к прошлому году на 1,1% и составила 31 млн т. Падение показали внутренние перевозки (-10% к январю 2017 г.), тогда как экспорт вырос на 5%.

Основной причиной снижения стала пробка из порожних 32-33 тыс. полувагонов на железной дороге в Кузбассе. По мнению одних экспертов, пробка образовалась из-за плохих погодных условий как в портах Юга и Дальнего Востока, где штормы препятствовали эффективной выгрузке угля, так и в самом Кузбассе, где морозы в конце января привели к смерзанию угля. Другие эксперты считают, что заторы вызваны агрессивными планами по экспорту угля на фоне благоприятной внешней конъюнктуры, что привело к слишком большому числу вагонов в Кузбассе.

В результате недогруз в январе в Кемеровской области составил около 1,6 млн т, однако в планах угольщиков и операторов восполнить его уже к апрелю. По оценке первого заместителя начальника Западно-Сибирской железной дороги Александра Грицая, по году прогнозируется рост отгрузки на 3%.

В краткосрочной перспективе ожидается восстановление перевозок угля до прошлого года с последующим умеренным ростом.

Нефть и нефтепродукты: усиление конкуренции за грузовую базу

Погрузка нефти и нефтепродуктов в январе снизилась к предыдущему году на 2,5% и составила 20,7 млн т. Внутренние перевозки остались на уровне 2017 г., а экспорт упал почти на 10%.

В начале года в правительстве РФ вернулись к вопросу создания транспортно-экономического баланса, который позволит разделить грузопотоки между речным, железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом. В результате такого разделения ситуация с перевозкой нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом может стать более предсказуемой и стабильной.

По оценке генерального директора АО «Русская Контейнерная Компания» Ивана Гришагина, большое влияние на погрузку нефти и нефтепродуктов на сети РЖД окажет планируемое дерегулирование тарифов по транспортировке этих грузов. С принятием данной меры конкурентоспособность железнодорожного транспорта существенно повысится, а, значит, определенная часть грузовой базы, предполагаемой при планировании проекта трубопровода, может и не перейти в него.

В среднесрочной перспективе погрузка нефтяных грузов будет снижаться, но возможно торможение темпов данного процесса за счет государственного регулирования.

Строительные грузы и цемент: ожидаемое увеличение погрузки

Погрузка строительных грузов в январе выросла к аналогичному периоду прошлого года на 13,3% и составила 8,8 млн т, а цемента — на 6,2% и 1,2 млн т.

В январе 2018 года, по данным Росстата, в РФ было построено 5 млн м2 жилья, что на 16,3% больше показателя января 2017-го. При этом союз производителей цемента «Союзцемент» прогнозирует в 2018 г. увеличение ввода жилья на 7%, а потребление цемента — на 3% вследствие реновации жилого фонда, реализации проектов комплексного освоения территорий и увеличения доли строительства цементобетонных дорог.

По оценке экспертов, восстановлению строительной отрасли во многом способствовало снижение ипотечных ставок в 2017 г. Генеральный директор Агентства ипотечного жилищного кредитования Александр Плутник считает, что в 2018 г. средний размер ипотечной ставки в России составит около 9%, а к концу года снизится до 8%, при этом падение ставок будет наблюдаться в течение трех лет.

Позитивные тенденции в строительной отрасли на фоне роста выпуска подвижного состава закономерно приведут к увеличению погрузки строительных грузов и цемента на сети РЖД.

Черные металлы: рост погрузки по всем направлениям

Погрузка черных металлов в январе выросла к уровню предыдущего года на 10,5% и составила 6,6 млн т. Перевозки увеличились как на внутренних (+12%), так и на внешних направлениях (+7%). Экспорт вырос в Польшу (поставки почти не осуществлялись в прошлом году), США (+22%) и Турцию (+18%).

Президент группы НЛМК Олег Багрин прогнозирует увеличение потребления стали на российском рынке в 2018 г. на 1,5-2% на фоне восстановления спроса в строительстве, машиностроении и автомобильной отрасли.

Ожидается рост спроса на сталь и на рынке ЕС. Согласно оценке Европейской ассоциации производителей стали Eurofer, в текущем году объемы стального потребления вырастут на 1,9%. Несмотря на ограничительные меры, действующие в отношении китайских, российских и украинских производителей, совокупный импорт стали в ЕС в прошедшем году снизился всего на 1%. При этом поставки на европейский рынок существенно нарастила Турция (+64%), которая сама является крупнейшим импортером российской продукции.

Таким образом, увеличение спроса на внутреннем и внешнем рынках обусловит умеренный рост перевозок металлопродукции железнодорожным транспортом.

Руда: переориентация на внутренний рынок продолжается

Погрузка руды в январе составила 9,2 млн т, что выше уровня предыдущего года на 4,3%.

На внутренних направлениях перевозки выросли почти на 10%, а на экспортных снизились более чем на 20%. Падение экспорта произошло в Германию (-60%) и Турцию (-80%). При этом вырос грузопоток в страны, которые ранее не закупали российскую руду, или характер закупок был нестабильным: Франция, Египет, Япония и Сербия.

Пока на внутреннем рынке будет сохраняться спрос на руду, маловероятен рост экспортного направления. Компаниям выгоднее экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью (металлопрокат). Ожидается сохранение роста внутренних перевозок руды.

Лесные грузы: рост за счет внутренних перевозок

Погрузка лесных грузов в январе выросла к уровню предыдущего года на 5,8% и составила 3,4 млн т. Внутренние перевозки увеличились на 12%, тогда как экспорт — только на 3%, преимущественно в Китай (+5%) и Казахстан (+80%).

По словам Владимира Потапкина, директора департамента химико-технологического, лесопромышленного комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга, деревянное домостроение в РФ уже активно развивается: созданы крупные производства LVL-бруса, OSB-плит, разработаны программы поддержки. Государство планирует субсидировать 5% от ставки кредитования для покупателей деревянного жилья. Ожидается, что в 2018 г. в сегмент малоэтажного домостроения может быть привлечено около 10,2 млрд руб., из них 9,2 млрд руб. — кредитные, что позволит построить 318 тыс. м2 деревянного жилья.

Прогнозируется рост внутренних перевозок на фоне увеличения спроса со стороны застройщиков, а также умеренное развитие экспортного направления.

Зерно и продукты перемола: продолжение роста

Погрузка зерна в январе составила 2,2 млн т (+36,6% к январю предыдущего года).

При этом внутренние перевозки выросли на 7%, а экспортные — более чем на 50%, преимущественно за счет двукратного увеличения объемов в Египет.

Эксперты прогнозируют рекордный объем экспорта в текущем сезоне, что приведет к дальнейшему росту погрузки зерновых на железнодорожной сети. Так по оценке аналитического центра «Русагротранса», экспорт может составить до 50 млн т с учетом зернобобовых и муки. По данным аналитической компании «ПроЗерно», экспорт зерна из России может быть на уровне 49 млн т. В Минсельхозе России ожидают, что экспорт будет в объеме 45−47 млн т, из которых 35 млн т — это пшеница. Минсельхоз США в февральском обзоре в очередной раз повысил прогноз для российской пшеницы на 1 млн т до 36 млн т без учета урожая Крыма. В центре «СовЭкон», отмечают, что даже при сохранении текущих темпов отгрузок Россия уже выходит на 50-миллионную отметку, из которых 38 млн т придется на пшеницу.

Химические и минеральные удобрения: дальнейший рост

Погрузка удобрений в январе составила 5,2 млн т (+6,3% к январю предыдущего года). Основной рост произошел за счет увеличения экспортных поставок (+5%) в Бразилию (в 1,5 раза) и Китай (+15%).

Производители удобрений планируют дальнейшее увеличение экспорта, что приведет к росту перевозок удобрений железнодорожным транспортом. Так в компании «ФосАгро» заявили о планах нарастить производство в 2018 г. на 10% относительно уровня прошлого года. А представители компаний «УРАЛХИМ» и «Уралкалий» выразили намерения создать в странах Юго-Восточной Африки российский хаб для прямых поставок минеральных удобрений, спрос на которые в ближайшие годы в этом регионе, как прогнозируется, будет активно расти.

В результате сотрудничества африканские сельхозпроизводители смогут приобретать российские удобрения напрямую по цене 250-300 $/т, вместо того, чтобы обращаться к посредникам, чья цена составляет 450-500 $/т. Как следствие, ежегодные поставки в Юго-Восточную Африку могут вырасти с текущих 100 тыс.т до 500-600 тыс.т.

Ставки аренды: ставки аренды на стабильно высоком уровне

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».

В январе 2018 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 5,1 тыс. ед. (3,8 тыс. ед. — полувагоны), что на 44% выше результатов января 2017 г. (3,5 тыс. ед.). Выпуск вагонов в январе сезонно снизился к предыдущему месяцу на 32%.

При этом спрос значительно превышает текущий уровень списания. В январе 2018 г. было списано 2,0 тыс. вагонов (0,8 тыс. — полувагоны).

Коммерчески пригодный к перевозкам парк вырос до 1 022 тыс. ед., тогда как неисправный парк на начало февраля 2018 г. остается на минимальном уровне — около 51,3 тыс. ед. В результате профицит парка составил 78 тыс. ед., а профицит полувагонов сезонно вырос, но не превышает 2% парка.

Ставки аренды на типовые полувагоны в феврале остались на уровне предыдущего месяца — около 1 600 руб./сутки. В настоящее время отсутствуют предпосылки для снижения ставок, некоторые эксперты считают, что ставка может снизиться лишь к началу 2019 г.

Лейсана Коробейникова, начальник аналитического отдела ПАО «НПК ОВК»

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner