НОВОСТИ
14 февраля 2018

Алгоритм проведения работ по экспертизе поврежденных вагонов

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УЩЕРБА ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ  ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИЙ  НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

П.С. Маев, Н.А. Битюцкий  Общество с ограниченной ответственностью «Экспертный Центр подвижного состава» г. Санкт-Петербург, http://www.engcenter.ru/

Наиболее распространёнными на железнодорожном транспорте авариями являются сходы вагонов с рельсов, столкновения подвижного состава и пожары. Как правило, в результате подобных происшествий наряду с другими последствиями повреждается подвижной состав. Ввиду того, что в перевозочном процессе зачастую задействовано большое количество участников (собственник вагона, перевозочная компания, владелец инфраструктуры, грузоотправитель и грузополучатель), нередко возникают разногласия между собственником вагонов и виновником происшествия при оценке причинённого ущерба.

С целью формирования единого подхода к проведению работ по оценке ущерба поврежденных вагонов ООО «Экспертный Центр подвижного состава» (г. Санкт-Петербург) обобщен опыт по результатам более 20 экспертиз, выполненных с 2010 года, и разработана методика оценки.

Методика предусматривает проведение работ в три основных этапа:

1. Техническое диагностирование поврежденного подвижного состава;

2. Оценка ремонтопригодности;

3. Определение ущерба, причиненного собственнику подвижного состава в результате происшествия.

Техническое диагностирование подвижного состава - ключевой этап экспертизы - проводится непосредственно при натурном обследовании поврежденных вагонов с применением методов неразрушающего контроля. Цель диагностирования - выявление отклонений от базовой конструкции вагона, возникших в результате аварии, а также фиксация их параметров и зон локализации.

При оценке ремонтопригодности, на основании собранных данных о фактическом техническом состоянии, проводится сопоставление каждого обнаруженного дефекта с требованиями ремонтной документации. В связи с тем, что «Инструкция по исключению из инвентаря грузовых вагонов» не распространяется на вагоны приватного парка, решение о необходимости исключения вагонов из эксплуатации принимает собственник, исходя из целесообразности затрат на ремонт.

Кроме того, следует учитывать, что при оценке ремонтопригодности отдельного подхода требуют вагоны для перевозки опасных грузов, поскольку такой подвижной состав относится к техническим устройствам, эксплуатируемым на опасных производственных объектах. Согласно требованиям федерального законодательства в области промышленной безопасности, технические устройства после аварий подлежат экспертизе промышленной безопасности на предмет определения возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации. По результатам экспертизы промышленной безопасности, в случае возможности дальнейшей безопасной эксплуатации вагона составляют перечень корректирующих мероприятий, который включают в дефектную ведомость. В случае если дальнейшая эксплуатация вагона не удовлетворяет требованиям безопасности, вагон признается неремонтопригодным.

Для неремонтопригодного подвижного состава сумма ущерба определяется как разница между рыночной стоимостью вагона до происшествия и стоимостью годных остатков после аварии. Величина ущерба (Сущ) определяется по следующим формулам:

Сущ = СостСут,                                                                   (1)

где Сост — остаточная стоимость; Сут — утилизационная стоимость;

Сост = Сбаз.ост + Смод.ост + Срем[(Тпр – tпр)/Тпр] + Сэ.о,      (2)

где Сбаз.ост — стоимость базового вагона; Смод.ост — остаточная стоимость модернизации; Срем — стоимость последнего ремонта; Сэ.о — стоимость экспертного обследования; Тпр — нормативная периодичность проведения ремонта грузового вагона, год; tпр — период времени, отделяющий дату проведения последнего ремонта грузового вагона от даты оценки, год.

Утилизационную стоимость вагона представляет собой сумму стоимости металлолома конструкции вагона и стоимости реализации годных остатков:

Сут = MтЦмл + 2Сост.тел + Сост.дет,                                      (3)

где Mт — масса тары (без тележек); Цмл — цена металлолома в регионе; Сост.тел — остаточная стоимость тележек; Сост.дет — остаточная стоимость деталей, пригодных к дальнейшей эксплуатации.

В случае, если вагон, поврежденный в результате аварии, признан ремонтопригодным, оценку ущерба проводят на основании расчета затрат на приведение вагона в исправное техническое состояние.

Такой расчет базируется на оценке стоимости ремонта, а также затрат на доставку вагона на ремонтное предприятие и возвращение его на станцию отправления.

На заключительном этапе сформирован обобщенный алгоритм проведения работ по экспертизе вагонов, поврежденных при авариях и крушениях (Рис.1). Данный алгоритм позволяет на основании результатов технического диагностирования оценить ремонтопригодность вагона. Кроме того, в алгоритме приведен порядок определения затрат на приведение вагона в исправное техническое состояние, а в случае его неремонтопригодности, оценки причинённого ущерба.

В результате выполненной работы на основании обобщения опыта сформирована методика оценки технического состояния грузовых вагонов после аварий и крушений на железнодорожном транспорте. Методика подробно регламентирует основные этапы проведения экспертизы, позволяет получить достоверные данные о техническом состоянии поврежденных вагонов, сократить временные затраты на проведение его оценки и обеспечивает реализацию единого подхода к проведению работ.

Разработанная методика может быть применена при оценке технического состояния поврежденных грузовых вагонов всех типов любой формы собственности и оценке причиненного ущерба в результате различных происшествий, таких как: сходы с рельсов, столкновения подвижного состава и пожары.

Рис. 1 – Алгоритм проведения работ по экспертизе поврежденных грузовых вагонов

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner