НОВОСТИ
04 декабря 2017

Вагоны должны быть в одних руках

Виктор Толмачёв, бывший главный инженер службы управления перевозками Горьковской дороги.

Не так давно на рынке железнодорожных перевозок был явный профицит подвижного состава. А теперь вагонов не хватает под погрузку. Сложившуюся ситуацию можно назвать системным кризисом на рынке железнодорожных перевозок. 

Собственники подвижного состава, упрекая ОАО «РЖД» в низкой маршрутной скорости продвижения вагонов, предлагают её поднять и тем самым ликвидировать сложившийся дефицит. Руководители Центральной дирекции управления движением со своей стороны резонно указывают на большие перепростои вагонов на подъездных путях. Сверхнормативные простои – более двух суток (без учёта простоя вагонов в ожидании подачи на подъездной путь из-за их неприёма) – не сокращаются уже многие годы. Да и порожняк сутками простаивает в ожидании операций. В конечном счёте всё это влияет на оборот рабочего вагона. А этот показатель работы железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики упал более чем в два раза по сравнению с советским периодом. 

В то же время участковая скорость на сети растёт, снижаются простои вагонов на технических станциях, что позволяет из года в год увеличивать маршрутную скорость. 

ОАО «РЖД» в этой ситуации – пострадавшая сторона, которая зависит от компаний-операторов. По сути, они диктуют условия работы, выгодные только для них. В законодательстве есть лазейки, которые дают собственникам вагонов возможность договариваться о преференциях с органами оперативного управления перевозками. К сожалению, Федеральная антимонопольная служба этого не замечает. 

Такой оказалась плата за внедрение новой экономической модели управления грузовыми перевозками на железнодорожном транспорте, целью которой была борьба с монополией РЖД. Отмечу, что при принятии законодательных актов о реформировании отрасли не учитывались готовность сети и, самое главное, транспортно-складского хозяйства, уровень развития подъездных путей предприятий к работе в рыночных условиях. Яркий пример – работа многих морских портов, которые стали сдерживающим фактором в перевозке грузов: в ожидании перевалки простаивает множество «брошенных» поездов. Потому о существенном повышении маршрутной скорости собственники вагонов пока могут только мечтать. 

Давно назрела необходимость скорректировать законодательную базу, регулирующую деятельность участников железнодорожного рынка, в том числе антимонопольное законодательство. Было бы уместно передать весь подвижной состав всех собственников в управление Центральной дирекции управления движением, как это и было в дореформенные времена. Ведь и тогда многие предприятия имели свой собственный подвижной состав, который использовался для перевозки на кольцевых маршрутах сырья или заготовок для собственных нужд. Например, Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат возил себе в таких вагонах лес для производства бумаги из Кировской области, а Выксунский металлургический завод – металлопрокат для производства труб. С курсированием этого собственного подвижного состава по сети никаких проблем не было. 

Возрождая такой подход, было бы полезно использовать в качестве примера рыночный опыт работы банков с ПИФами (паевыми инвестиционными фондами): клиент приносит деньги в банк и размещает их для использования в выбранном секторе экономики, а потом получает дивиденды. Точно так же можно организовать работу и с подвижным составом, только вместо денег ОАО «РЖД» получало бы вагоны собственников на договорной основе. В этом случае отпадёт необходимость в операторских логистических компаниях. Не станет эксклюзивных условий для «особо приближённых» компаний для перевозок особо выгодных грузов. Собственникам вагонов потребуются только юрист – для составления договора с ОАО «РЖД» и контроля за его исполнением, экономист – для расчёта дивидендов, бухгалтер – для их оприходования. Как следствие, отпала бы необходимость в многотысячном штате операторских компаний. А это, в свою очередь, снизило бы нагрузку на тариф. Да и антимонопольным органам было бы проще контролировать создание равных условий для всех участников перевозочного процесса.

http://www.gudok.ru/

Комментарии

Vovan 05 декабря 2017

Вагон погрузить-перекатить-выгрузить-это вам не банковские ПИФы по компьютеру гонять.


Vovan 05 декабря 2017

Когда реформу затеивали-чем думали? РЖД выгодно порожняк катать тоже. Тарифы не хилые. А на остальное-плевать,что задержка грузов-это в конечном счете тормоз и развитие экономики. А ФАС? ФАС хорошо работает по такси,соединяя убер и яндекс...по сотовым компаниям у них тож успех,а в железку ей соваться не надо. Не потянет. В ней интересы всяких дворковичей и другх.


Vovan 05 декабря 2017

А освобожденным людям-сокращенным куда идти работать...бухгалтерам там всяким? У нас в стране сложнейшее в мире налогообложение и бухучет. На одного с сошкой-семеро с ложкой.


Vovan 05 декабря 2017

Вы вместо денег им хлеб предложите. Натуральное хозяйство!


Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner