НОВОСТИ
01 ноября 2016

Как горняки с железнодорожниками сход вагона в суде разобрали

Реформа федерального железнодорожного транспорта (МПС РФ) привела к неожиданным и приятным для владельца инфраструктуры (ОАО «РЖД») результатам в области «назначения виновных» в транспортных происшествиях. Как правило, при расследовании транспортных происшествий, причина которых на первый взгляд неочевидна, владелец инфраструктуры «назначает виновными» прочих участников перевозочного процесса, причастных лиц: владельцев подвижного состава, вагоноремонтные и вагоностроительные компании, изготовителей обустройства инфраструктуры и т.п. Таким образом, ОАО «РЖД» улучшает собственную статистику в борьбе за безопасность движения, избегает материальной ответственности.

Однако, при квалифицированном подходе при расследовании транспортного происшествия, у «потенциальных виновных» есть шансы отстоять свои интересы в суде.

В качестве примера, приведём следующий случай.

ОАО «РЖД» (Истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ООО «Компания «Востсибуголь» (Ответчик) о взыскании ущерба, вызванного устранением последствий схода вагона, в размере 59 423руб.

Как следует из материалов дела, 14.12.2014 в 22.59мск на перегоне Береж-Агул участка Саянская-Тайшет, 871км 6пк, Красноярской ж.д., при следовании поезда №2089 (вес 1477 тонн, 256 осей, 64 вагона) с электровозом ЗЭС5к №585, при скорости 67км/ч, в режиме выбега, допущен сход 12-го с головы состава вагона №56723604, собственности ООО «Компания «Востсибуголь», 4-ой колесной парой. Вагон №56723604, порожний, постройка 143 (ОАО «МЗТМ») 24.07.1990, КР с продлением срока службы 652 (ВРП Черемхово ООО «Трансвагонмаш») 31.05.2012 до 01.04.2020, ДР 635 (ВЧДР Иланская Новосибирского филиала ОАО ВРК-1») 04.06.2014. Пробег межремонтный 29956км, при норме 160000км.

По случаю схода владельцем инфраструктуры (специалистами ОАО «РЖД») проведено служебное расследование, по результатам которого оформлено Техническое заключение. Согласно указанному заключению нарушений требований «Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации» в отношении вагона №56723604 не выявлено.

Но при этом, по доброй традиции ОАО «РЖД», у вагона №56723604 «обнаружены» нарушения требования «Руководящего документа. Ремонт тележек грузовых вагонов с бесконтактными скользунами» РД32ЦВ052-2009» при депвоском ремонте 04.06.2014 в ВЧДр Иланская, в части сверхнормативного износа фрикционных клиньев на одну сторону, сверхнормативной разнице высот пружин, их несимметричной смешаной установке в рессорном комплекте. Что, по мнению специалистов, участвующих в расследовании, «привело к возникновению непогашенных вертикальных колебаний, приведших к обезгруживанию левого колеса четвертой колесной пары с последующим её перекатыванием через головку рельса». В качестве основания для заключения владелец инфраструктуры руководствуется распоряжением ОАО «РЖД» от 01.06.2009 №1145р «О вводе нормативов предельно допустимых в эксплуатации износов узлов и деталей тележки модели 18-100, превышение которых может привести к сходу с рельсов».

В качестве обоснования иска ОАО «РЖД» ссылается на п.1 Приложения №5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса РФ от21.12.2010 №286, согласно которому ответственность за исправное техническое состояние подвижного состава несут в т.ч. его владельцы.

Ответчиком проведен анализ материалов дела, нормативной базы. В результате сделано заключение о необоснованности предъявленного Истцом иска. В обосновании своей позиции в суд представлены следующие аргументы:

1. Действующий на момент схода вагона №56723604 «Порядок служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» утвержден приказом Минтранса РФ от 25.12.2006 №163 (далее «Порядок расследования»).

2. Руководитель субъекта железнодорожного транспорта (ОАО «РЖД»), в соответсттвии с п.3 «Порядка расследования», 15.12.2014 уведомил о случае схода вагона №56723604 его собственника - ООО «Компания «Востсибуголь». В ответ получил телеграфное уведомление от собственника вагона «о прибытии 17.12.2014 представителей для участия в расследовании». Однако, в нарушение п.10 «Порядка расследования», не обеспечил сохраннсть элементов верхнего строения пути, деталей железнодорожного подвижного состава и других предметов, которые могут иметь значение при установлении причин транспортного происшествия, в течение всего периода служебного расследования – вывел с места схода подвижной состав, устранил недостатки пути, оформил 16.12.2014 техническое заключение с указанием причин схода. Следствием нарушения «Порядка расследования», не выявления истиных причин схода 14.12.2014 вагона №56723604, послужил повторный сход на том же месте (871км 10пк) 20.12.2014 вагона №51807857. Техническим заключением по случаю схода вагона №51807857 причина схода вновь определа как «неисправность тележки» (аналогичная сходу вагона №56723604). На что указал представитель собственника вагона АО «НефтеТрансСервис» в особом мнении к техническому заключению.

3. По версии Истца «для определения неисправностей, послуживших причиной схода вагона, необходима полная разборка и измерение тележки грузового вагона шаблонами в соответствии с требованиями «РД 32 ЦВ 050-2005. Руководящий документ. Методика выполнения измерений надрессорной балки, боковых рам, пружин и рессорного комплекта при проведении плановых видов ремонта тележек 18-100».

Однако, указанный Руководящий документ не может быть применен к оценке технического состояния тележек вагона №56723604 после схода, т.к.:

- предназначен для обеспечения выполнения измерений надрессорных балкок, боковых рам, пружин и рессорного комплекта при проведении плановых видов ремонта тележек 18-100 в условиях вагоноремонтного депо (п.1.1 РД 32 ЦВ 050-2005), чего при расследовании случая схода сделано не было;

- в соответствии с п.2 РД 32 ЦВ 050-2005 «измерения параметров деталей производится при температуре окружающей среды не ниже +10о С (измерения пружин при расследовании случая схода были проведены 15.12.2014 в условиях участка текущего-отцепочного ремонта грузовых вагонов на станции Саянская, Красноярской ж.д., не имеющего отапливаемых помещений для ремонта вагонов).

- «Выявленные» неисправности тележки, наличие которых по версии ОАО «РЖД» может привести к сходу вагона, не были устранены ОАО «РЖД» в участке ТОР на станции Саянская. Вагон №56723604 в неисправном состоянии был отправлен ОАО «РЖД» в ремонт на станцию Иланская и проследовал в неисправном состоянии ещё 197км, «угрожая», согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 01.06.2009 №1145р, повторным сходом.

- По прибытию на станцию Иланская вагон №56723604 был принят в текущий-отцепочный ремонт (ТР-2) вагонным ремонтным депом Иланская (ОАО «ВРК-1»). При дефектации узлов и деталей вагона сверхнормативных износов фрикционных клиньев, неправильного подбора пружин не выявлено, что отражено в дефектной ведомости ВУ-22. Работы по устранению указанных неисправностей не производились. В соответствии с Руководством по текущему-отцепочному ремонту грузовых вагонов №717-ЦВ-2009, приемщик вагонов ОАО «РЖД» не принимает участия в дефектовке узлов и деталей вагона, поступившего в ремонт. Однако должностное лицо ОАО «РЖД» (приемщик вагонов) проверило качество ремонта на соответствие нормам и правилам и сделало, согласно Уведомлению №4 о приемке грузового вагона №56723604 из ремонта, заключение: «Указанный вагон отремонтирован в соответствии с Руководством по ремонту, техническими условиями, чертежами и признан годным к эксплуатации».

- На путях общего пользования (инфраструктура ОАО «РЖД») эксплуатируется подвижной состав собственности различных юридических лиц, в т.ч. стран участников Содружества. Нормативная база, регулирующая вопросы ремонта, эксплуатации, оценки технического состояния подвижного состава вводится в действие по результатам рассмотрения и утверждения Советом государств-участников Содружества. Ни один из участников перевозочного процесса не вправе применять собственные локальные нормативные акты для оценки технического состояния подвижного состава. ОАО «РЖД» не правомерно применило собственное распоряжение от 01.06.2009 №1145р «О вводе нормативов предельно допустимых в эксплуатации износов узлов и деталей тележек модели 18-100, превышение которых может привести к сходу с рельсов».

Рассмотрев доводы сторон, Арбитражный суд Иркутской области вынес решение ОТКАЗАТЬ ОАО «РЖД» в удовлетворении заявленых требований.

Выводы:

- Транспортные происшествия на железнодорожном транспорте были, есть и будут.

У субъекта железнодорожного транспорта (владельца инфраструктуры – ОАО «РЖД») велик соблазн назначить виновным лицо из числа прочих участников перевозочного процесса, предприятий изготовления или ремонта подвижного состава, его узлов и деталей. Избежать, таким образом, ответственности.

Важнейшее значение для собственника подвижного состава при возникновении транспортных происшествий имеют:

Ø  знание лицом (представителем собственника подвижного состава) причастным к расследованию транспортных происшествий нормативной базы, регламентирующей порядок расследования транспортных происшествий, норм изготовления, ремонта, содержания в эксплуатации сооружений и устройств железнодорожного транспорта;

Ø  своевременное участие в сборе и изучении первичной информации об обстоятельствах транспортного происшествия.

Петр Иванов

_______________________________________________________________________________________________

В подготовке выше указанных материалов для судебных органов участвовали специалисты нашего интернет-сайта.  

Если Вам нужна помощь, в подобных вопросах обращайтесь по контактам, указанным на сайте.

Специалисты интернет-сайта МояКолея1520.рф готовы оказать Вам консультационную и практическую помощь:

-   при расследовании случаев сходов подвижного состава на ж/д путях общего и не общего пользования;

- при оформлении претензионных, рекламационных документов при гарантийном ремонте подвижного состава

 

 

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ/ОБЪЯВЛЕНИЯ САЙТА: 

 

 

Комментарии

Зарегистрированный пользователь может оставить свой комментарий!
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner
Подать свое объявление
banner
banner
banner
banner